S. К. Timoshenko

Realway station “Gnezdovo”

М. F. Lukin

P. А. Kurochkin

А. N. Popov

Fortification of Staff Army Group “Center” in group of mound “Lesnaya”

Fortification of Staff Army Group “Center” in the village Gnezdovo

Hitler in Krasny Bor (collection of the museum of Smolensk)

Monument on the graves of russian officers and soldiers

The history of modern times Gnezdovo and counties in the second World War

On the territory of the archaeological complex Gnёzdovskogo, Gnezdovo village and the neighborhood is a lot of evidence of the events that are related to the Great Patriotic War of 1941 – 1945. These objects are scattered throughout the complex and require not only additional further investigation, but also in the constant protection and reconstruction. Conventionally, these objects can be linked to several periods:

  • Objects start of the war period -, (July 2, 1941 July – 27-28, 1941)
  • Objects occupation period (July 27-28, 1941 – 25/26 September 1943);
  • Postwar objects (after 25/26 September 1943 gg);

The outbreak of war and the fighting in the district of Gnezdovo (July 2, 1941 – July 27-28, 1941).

From 2 July until 15 July 1941, on the western edge d. Gnezdovo (Old Bateko) in a wooded area near the train / railway station headquarters of the Western Front led by Marshal Timoshenko. On placement of staff is a memorial sign. There is evidence that the Germans threw in the area landing. His task was to destroy the headquarters and the disorganization of the army. The attempt was unsuccessful due to the protection of staff. Nevertheless personnel suffered considerable losses. July 14 in connection with the threat of attacking enemy headquarters was transferred to the north-west of Smolensk.

Until July 5 near Woodland barrow group housed part of the 5th Corps mehanizirovanoogo that combat order dated July 3, 1941 sent to the new place of concentration – on the left bank of the Dnieper. In a forest among the mounds can be found caponiers of military equipment. The area was located sanitary hospital “Gnёzdovsky resort”, which was evacuated on 27 – 29 July 1941

From the area Gnezdovo and Red Bora to Smolensk in the area of the station attacked 152 Infantry Division under the command of P. Chernyshev (16 army under the command of MF Lukin Lieutenant General). This Division was transferred to the position in the Katyn area for likividatsii German breakthrough in Smolensk. In the area Gnezdovo forces of civilians were built anti-tank ditches. 73rd Infantry Division 20th Infantry Corps led by Colonel AI Akimov (20 army under the command of Lieutenant-General PA Kurochkin) took the brunt of the 8th Infantry Division Major General Höhne, 5th Infantry Division and in the area directly Gnezdovo 137th motorized division Lieutenant General Bergman (5 army Corps) and a fighting retreat to Smolensk, along the Vitebsk highway. Order number 35 dated July 23, 73 cd under the guise of rear guards had to 8am to gain a foothold at the turn of the defense Kuprin Ladyzhitsy, Nest, Housewarming. Their placement in the date fixed by the memories AN Popov. Especially intense battles differed 26 – 27 July in the area Gnezdovo (memories AA Lobachyova “Difficult road of war) by 28 July the Germans knocked our troops in the Red Bor district, in consequence of which our troops hastily retreated to the other sideof the river Dnepr

Memories А. N. Попова:

“In the evening after the Mozhaisk and Yartsevo our train arrived at the station Gnezdovo; we unloaded Istan camp is not the bank of the Dnieper the evening at the campsite, we have detained a German saboteur, dressed in Soviet police uniform Commando tried to give signals to the German planes, but was caught Komsomol our camp.. . The next day we took off from the forest camp and on foot, crossing the Dnieper and moved to an unknown direction. Moving along the country roads on the left bank of the Dnieper, on its way we passed villages Red, which was the headquarters of a major Soviet military unit, Korytin and by the end of the day came to the village Karypschino where we were placed overnight in wooden former stables. in the morning we learned that we were brought to the construction of anti-tank fortifications on the banks of the Dnieper River. Early in the morning at sunrise, each of us received a personal task and began to dig anti-tank ditch (kontrskarp) on the left bank of the Dnieper. This went on for several days. Those days coincided with the first raids of German aircraft to Moscow (about 20-24 July 1941), that the night flew to Moscow train, and then came back alone (those that have not been shot down near Moscow). Later I learned that the so began the first air raids on Moscow. The dark hot July night in the sky Jets was incessant hum that is not abated in the evening until dawn. “

“Late at night in the woods, we heard the roar of engines. As we were told by locals it was the roar of tractors evacuating farms. We walked along the track, but it turned out to be the collective farm tractors, and the German tanks. We stopped the forestry workers, who showed us the shortest way to Gnezdovo station. at dawn, through the forest, we went to the left bank of the Dnieper to the area of the station Gnezdovo and wanted to wade to the right bank of the river, but on the right bank, our troops took up defensive positions (probably part of 73 Infantry division), and we were not allowed to cross this area. Furthermore our group (40-50 people), tried to cross the Dnieper ford, our troops shelled by adopting probably have dressed for the Germans. Then over us at low level flight appeared Messerschmitt-100 and fired at us”

The period of occupation (July 27-28, 1941 – 25/26 September 1943 gg.).

Construction of Staff of the Army Group “Center”

In early September 1941 the Army Group bid led by General-Field Marshal von Bock moved from Borisov in Krasny Bor near Smolensk. Originally housed in the headquarters of the armored cars on a special railway line. Near Dubrovinok radio mast was installed. Then the efforts of the construction battalion “Todt” prisoners of war and the construction of a special bunker and communications systems. According to the headquarters visited Keitel, Brauchitsch, Canaris, and twice in November 1941 and March 1943, A. Hitler. Bohr’s red and Gnezdovo been converted into specific areas. Built an extensive communications system, located about 80 tanks and armored vehicles. Former and strengthen the position of the Soviet troops expanded and completed. In particular, on the tops of many mounds deployed anti-aircraft guns. Along the Dnieper from Dubrovinok to Gnezdovo were built additional fortifications and bunkers. At the headquarters of the line “Abwehr” three specialized headquarters or abverkomandy were created. They are on the right specialized Recon and subordinate staff of “The Valley” (placed near Warsaw). He headed them Colonel von Geredyurf. Operationally departments report to the Special Division “I – C – AO” (intelligence and counterintelligence). Department was housed in the Red Bor near the garden von Bock. Abverkomandy had rooms 103, 203, 303 (deep reconnaissance, sabotage, counter-intelligence).

Underground youth groups and village Gnezdovo Red boron.

In October – November 1941 in the village of Gnezdovo one of the first appeared underground youth group. It was organized by the Student Medical Institute, Ivan Andreev, 10 graduates of the class of Vasily Anisimov and Mikhail Ivanov. Later, the group includes: students of Smolensk universities Luba post, Nadia Savkina Nina Churkin, Andrey Ivanov, graduates Krasnoborskaya school Nikolai Arkhipenkov, Luba Chentsova Sergei Khodchenko, brothers Leo and Vitaly Chepikova locals Piotr Yevtushenko, Neil Firsenkov Timothy Mokretsov Ivan Hamtsov other. By the spring of 1942, the group consisted of 18 people.

In early December 1941, the commander of the detachment were selected Ivan Andreev and Vasily Anisimov.

Village headman Gnezdovo during the occupation was appointed KS Sergeyev, former chairman of the kolkhoz “Red Dawn.” He helped aktichno underground workers, prisoners and handing out bread, according to the orders of the German command, collected weapons on the battlefield, but in good shipped guerrillas and broken handed to the smelter to the plant in the Red Bor area.

At the end of December 1941 the total organized underground committee, which included Nikonov (nicknamed “Fried) Nikolaenkov (nicknamed” Zhorozh “) Churkin, Andreev, Anisimov, Sergeev.

The underground group engaged aktichnoy sabotage and subversion at stations Krasny Bor and Gnezdovo. Some members of the underground were organized to work in Call Center in Dubrovinok area, passport offices, etc. and actively harmed by the new government. Information on the headquarters of the army group “Center” and communications, which was transferred to underground workers Gnezdovo partisan unit in Bati were so valuable that their importance mentioned Marshal Avicenna in his memoirs.

Activities of partisans and underground caused extreme irritation and disturbed the supply and operation of logistical structures and headquarters of the Army Group “Center”. To solve this problem it was caused by and is headquartered in Smolensk “Abvergruppa-309”, headed by counterintelligence captain Lutz. In the underground managed to introduce its agents. As a result, in July 1942 the underground was crushed, including Gnёzdovskoe. Some members of the squad managed to escape and go to the partisans (Yury Glebov, Segey Mazur Alexander scorer, Nadia Losev, Peter Nechaev, Eugeny Burdilovsky Galina Vysotsky, Pauline Kharlamov, Sergey Moiseinkov Nicholas Arkhipenkov et al.), But most were shot on the southern Readovke outskirts of Smolensk in August and September 1942.

Reconnaissance School “Saturn”

Since Smolensk in 1941-43 was in the front zone, he was under particularly close surveillance of German counter-intelligence agencies. For example, in Smolensk acted abverkomanda-303 (military counterintelligence), SD (security police), HFP, Secret Field Police, feldzhandarmerii number 907 and 580, the district and the city police department “1-C” Staff of the security forces of Army Group “Center” counterintelligence, and other institutions.

On the western edge of the Red Bohr on the territory of modern fire station was located a special house, painted in blue color. Place cottage bore the name “Saturn”. It was located diverssiono-Intelligence School. Obshezhitie and the school on the territory of the former sanatorium “Borok”. Since the summer of 1941 there was placed “Avbverkomanda-103” led scout kotoorye Major von Görlitz. Subfield able to implement their rights. He finished it and was thrown out by parachute near Moscow. He informed the security staff of the school and mesteraspolozheniya “Saturn”. This man’s name is unknown.

For the destruction of schools in the beginning of March 1942 he was thrown OMSBON special detachment (separate motorized rifle brigade of special purpose). Troop commander of AI Nikolaev. His main task was not able to perform, but engaged in sabotage and scouting activities. Destroyed 7 levels (about 2 thousand. Pers.). Ultimately, the detachment turned into a compound which employs about 130 people.

The activities of German archaeologists on site

Archaeological excavations of the German archaeologist Karl Raddatz in 1942

Gnezdovo attends Carl Engel – archeologist, rector of the University of Greёsvalde, in 1942 a member of staff of a special “Background”, authorized the Reich Minister for the Occupied Eastern Territories Alfred Rozenbega “on prehistory and early history.” In the fall of 1941 or 1942, he made an inspection tour in the Smolensk region. He visited the central mound and a large mound.

Postwar objects (after 25/26 September 1943).

September 25, 1943 was released Smolensk g. Further along the Vitebsk Vitebsk highway act of the 82 Infantry Division (31 army under the command of Lieutenant-General VA Gluzdovskogo (pictured), which are released on. Gnezdovo. According to the operative date of the summary of the Soviet Information Bureau of the event can be considered as September 26 or 27, September 1943:

“In Vitebsk direction our troops were offensive battles and prodvinuvshisna some areas forward from 6 to 11 kilometers, captured the district tsentromSmolenskoy area Kasplya and took more than 200 other settlements, including the large settlements gifts BILYATY, Hills 1st, BUDNITSA, PUNISCHI, Semenova, large and small heat AGAPONOVO, Kamenka, MAMLENKI, SHELOMETS, nesting sites, Sofina, BUBLEVSCHINA, LEDOHOVO, Domaratskaya, shrunk, Kuznetsov “.

The summary of the Soviet Information Bureau on September 27 reported:

In Vitebsk direction, our troops continued their offensive and advancing in some areas ahead of the 5 to 15 kilometers, took more than 290 settlements, including large settlements Siluyanova, FOSCHEVO, hamlet, YASENOVIKI, Leuna, STEPANYUGI, Volokovaya, ZHELUTSY, silence, Arkhipovka , Mikhailovka, Volkova, RZHAVNA. Buyanova, ratchet and railway stations nesting place, Katyn, Kuprin.

According to the order of the commander of the Western Front on the relocation of front-line stores and shops of the Western Front at the exit of troops to the line Orsha, Mogilev on September 29, 1943 near the station “Gnezdovo” the storehouse of the Guards mortar units.

After the war, on the territory of Gnёzdovskogo archaeological complex and the neighborhood was found a few monuments, memorials and cultural sites in the lists made memorable places where underground groups operated.

С. К. Тимошенко

Вид на ж/д станцию «Гнёздово»

М. Ф. Лукин

П. А. Курочкин

А. Н. Попов

Фортификация штаба группы армии «Центр» в Лесной группе

Фортификация штаба группы армии «Центр» в д. Гнёздово

А. Гитлер в Красном Бору (из собрание музея г. Смоленска)

Памятник «серебряный солдат» на месте погребения солдат и офицеров, погибших в ВОВ

История Гнёздова и округи в новое время и в период Великой Отечественной войны

На территории Гнёздовского археологического комплекса, деревни Гнёздово и ближайшей округи располагается много свидетельств событий, которые связаны с Великой Отечественной войной 1941 – 1945 гг. Эти объекты рассредоточены по всей территории комплекса и нуждаются не только в дополнительном доследовании, но и в постоянной охране и реконструкции. Условно эти объекты можно связать с несколькими периодами:

  • Объекты периода начала войны (2 июля 1941 – 27/28 июля 1941 гг.);
  • Объекты периода оккупации (27/28 июля 1941 – 25/26 сентября 1943 гг);
  • Послевоенные объекты (после 25/26 сентября 1943 гг.);

Начало войны и боевые действия в районе д. Гнёздово (2 июля 1941 – 27/28 июля 1941 гг.)

С 2 июля до 15 июля 1941 г на западной окраине д. Гнёздово (Старые Батеки) в лесном массиве возле ж/д станции располагался штаб Западного фронта во главе с маршалом С. К. Тимошенко. На месте размещения штаба находится памятный знак. Есть свидетельства, что немцы выбросили в этом районе десант. Его задачей было уничтожение штаба и дезорганизация армии. Попытка не увенчалась успехом благодаря охране штаба. Тем не менее личный состав понес значительные потери. 14 июля в связи с угрозой наступающего противника штаб перевели северо-западнее Смоленска.

До 5 июля в районе Лесной курганной группы размещались части 5-го механизированоого корпуса, который боевым распоряжением от 3 июля 1941 г. направлялись в новое место сосредоточения — на левый берег Днепра. В лесном массиве среди курганов можно обнаружить капониры от боевой техники. В этом районе располагался санитарный госпиталь «Гнёздовский санаторий», который был эвакуирован 27 — 29 июля 1941 г.

Из района Гнёздова и Красного Бора на Смоленск в район вокзала наступали части 152 пехотной дивизии под командованием П. М. Чернышева (16 армия под командованием генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина). Эта дивизия была переброшена с позиций в районе Катыни для ликивидации прорыва немцев в Смоленск. В районе Гнёздова силами гражданского населения были возведены противотанковые рвы. 73-ая стрелковая дивизия 20 стрелкового корпуса во главе с полковником А. И. Акимовым (20 армия под командованием генерал-лейтенанта П. А. Курочкина) приняла на себя удар 8-ой пехотной дивизии генерал-майора Хене, 5-ой пехотной дивизии и в районе Гнёздова непосредственно 137-ой моторизированной дивизии генерал-лейтенанта Бергмана (5 армейский корпус) и с боями отступала к Смоленску вдоль Витебского шоссе. Приказом № 35 от 23 июля 73 сд под прикрытием арьергардов должна была к 8 утра закрепиться на рубеже обороны Куприно, Ладыжицы, Гнездово, Новоселье. Их размещение в эти даты фиксируется и по воспоминаниям А. Н. Попова. Особым ожесточением отличались бои 26 — 27 июля в районе Гнёздова (воспоминания А. А. Лобачева «Трудные дороги войны). К 28 июля немцы выбили наши войска в район Красного Бора, в следствие чего наши части спешно отступили на другой берег.

Воспоминания А. Н. Попова:

«К вечеру после Можайска и Ярцево наш эшелон прибыл на станцию Гнездово; мы разгрузились истали лагерем не берегу Днепра. Вечером на территории лагеря мы задержали немецкого диверсанта, одетого в советскую милицейскую форму. Диверсант пытался подавать сигналы немецким самолётам, но был пойман комсомольцами нашего лагеря. На следующий день мы снялись из лесного лагеря и в пешем порядке, переправившись через Днепр, двинулись в неизвестном нам направлении. Двигаясь по просёлочным дорогам по левобережью Днепра, на своём пути мы прошли населённые пункты Красное, в котором находился штаб крупной советской воинской части, Корытино и к исходу дня пришли в деревню Карыпщино , где нас разместили на ночлег в деревянных бывших конюшнях. Утром нам стало известно, что нас привезли для строительства противотанковых укреплений на берегу Днепра. Рано утром с восходом солнца каждый из нас получил личное задание и стал рыть противотанковый ров (контрскарп) на левом берегу Днепра. Так продолжалось несколько дней. Эти дни совпали с первыми налётами немецких самолётов на Москву (примерно 20-24 июля 1941 г.), которые ночью летели в сторону Москвы Эшелонами, а потом возвращались назад  в одиночку (те, которые не были сбиты под Москвой). Позднее я узнало том, что так начались первые воздушные налёты на Москву.  В тёмной жаркой июльской ночи в небе стоял несмолкающий самолётный гул, который не стихал с вечера до рассвета.»

«Поздно вечером в лесу мы услышали рокот моторов. Как нам сообщили местные жители, это был рокот тракторов эвакуирующихся колхозов. Мы прошли по просеке, но это оказались не колхозные тракторы, а немецкие танки. Нас остановил работник лесного хозяйства, который показал нам кратчайшую дорогу к станции Гнёздово. На рассвете через лес, мы вышли на левый берег Днепра в район станции Гнёздово и хотели перейти вброд на правый берег реки, но на правом берегу наши войска заняли оборону (видимо части 73 стрелковой дивизии) и нам не разрешили переправляться на этом участке. Более того нашу группу (40-50 человек), пытавшуюся перейти Днепр вброд, наши части обстреляли, приняв, вероятно, нас за переодетых немцев. Затем над нами на бреющем полёте появился мессершмит-100 и обстрелял нас».

Период оккупации (27/28 июля 1941 – 25/26 сентября 1943 гг.).

Строительство штаба группы армии «Центр»

В начале сентября 1941 г. ставка группы армий во главе с генералом-фельдмаршалом фон Боком переместилась из Борисова в Красный Бор под Смоленском. Первоначально штаб размещался в бронированных вагонах на специальной железнодорожной ветке. Возле Дубровинок была установлена мачта радиостанции. Затем усилиями строительного батальона «Тодт» и военнопленных началось строительство специального бункера и систем коммуникаций. Согласно данным этот штаб посещали Кейтель, Браухич, Канарис, а также два раза в ноябре 1941 г и марте 1943 А. Гитлер. Район КРасного Бора и Гнёздово были превращены в особые районы. Построены разветвленные системы коммуникаций, размещено около 80 танков и бронемашин. Бывшие укрепления и позиции советских войск расширены и достроены. В частности на вершинах многих курганов размещены зенитные орудия. Вдоль Днепра от Дубровинок до Гнёздово были выстроены дополнительные укрепления и ДОТы. При штабе по линии «Абвера» были созданы три специализированных штаба или абверкоманды. Они находились на правах специализированных разведбатальонов и подчинялись штабу «Валли» (размещался возле Варшавы). Возглавлял их подполковник фон Гередюрф. В оперативном отношении отделы подчинялись специальному отделу «I — C — AO» (разведка и контразведка). Размещался отдел в Красном Бору возле дачи фон Бока. Абверкоманды имели номера 103, 203, 303 (глубокая разведка, диверсии, контрразведка).

Подпольные молодежные группы деревни Гнёздово и Красного бора.

В октябре — ноябре 1941 г в деревне Гнёздово одной из первых возникла подпольная молодежная группа. Она был организована: студентом медицинского института Иван Андреев, выпускники 10 класса Василий Анисимов и Михаил Иванов. Позднее в группу вошли: студенты Смоленских Вузов Люба Подало, Надя Савкина, Нина Чуркина, Андрей Иванов, выпускники красноборской школы Николай Архипенков, Люба Ченцова, Сергей Ходченков, братья Лев и Виталий Чепиковы, местные жители Петр Евтушенков, Нил Фирсенков, Тимофей Мокрецов, Иван Хамцов и другие. К весне 1942 г группа насчитывала 18 человек.

В начале декабря 1941 г командирами отряда были выбраны Иван Андреев и Василий Анисимов.

Старостой деревни Гнёздовов в период оккупации был назначен К. С. Сергеев, бывшей председатель колхоза «Красная заря». Он актично помогал подпольщикам, раздавал хлеб пленным и, согласно приказы немецкого командования, собирал оружие на местах боев, но исправное переправлял партизанам, а сломанное сдавал на переплавку на завод в районе Красного Бора.

В конце декабря 1941 года организован общий подпольный комитет, куда вошли Никонов (кличка «Жареный), Николаенков (кличка «Жорож»), Чуркина, Андреев, Анисимов, Сергеев.

Подпольная группа занималась актичной диверсионной и подрывной деятельностью на станциях Красный Бор и Гнёздово. Некоторые подпольщики устраивались на работу на телефонный узел в районе Дубровинок, в паспортные столы и т.д. и активно вредили новой власти. Информация о штабе группе армии «Центр» и коммуникациях, которая была передана подпольщикам Гнёздово в партизанское соединение Бати, были настолько ценными, что об их важности упомянул маршал авиции в своих воспоминанниях.

Деятельность партизан и подполья вызвало крайнее раздражение и нарушало снабжение и функционировании тыловых структур и штаба группы армии «Центр». Для решения этой задачи была вызвана и размещена в Смоленске «Абвергруппа-309» во главе с контрразведчиком капитаном Лютцем. В подполье удалось внедрить своих агентов. В результате в июле 1942 г подполье было разгромлено, в том числе и Гнёздовское. Некоторым членам отряда удалось скрыться и уйти к  партизанам (Юрий Глебов, Сегей Мазур, Александр Бомбардиров, Надя Лосева, Петр Нечаев, Евгений Бурдиловский, Галина Высоцкая, Полина Харламова, Сергей Моисеинков, Николай Архипенков и др.), но большинство было расстреляно на южной окраине Смоленска в Реадовке в августе и сентябре 1942 г.

Разведывательная школа «Сатурн»

Поскольку Смоленск в 1941-43 годах находился в прифронтовой зоне, то он находился под особенно тщательным наблюдением немецких контрразведывательных органов. Например, в Смоленске действовали абверкоманда-303 (военная контрразведка), СД (полиция безопасности), ГФП, тайная полевая полиция, фельджандармерии № 907 и 580, окружная и городская полиция, отдел «1-С» штаба охранных войск группы армий «Центр» и другие контрразведывательные учреждения.

На западной окраине Красного Бора на территории современной пожарной части размещалась специальный особняк, выкрашенный в голубой цвет. Место носило наименование дача «Сатурн». Здесь располагалась диверссионо-разведовательная школа. Обшежитие и школа на территории бывшего санатория «Борок». С лета 1941 г здесь разместилась «Авбверкоманда-103», котоорую возглавлял разведчик майор фон Герлиц. Подполью удалось внедрить туда своего человека. Он закончил ее и был выброшен на парашюте в районе Москвы. Он и информировал сотрудников госбезопасности о местерасположения и работе школы «Сатурн». Имя этого человека неизвестно.

Для уничтожения школы в начале марта 1942 г. был выброшен специальный отряд ОМСБОН (отдельная мотострелковая бригада особого назначения). Отрядом командовал А. И. Воропаев. Свою главную задачу выполнить не смог, но занимался диверсионной и разведовательной деятельностью. Уничтожили 7 эшелонов (около 2 тыс. чел.). В конечно итоге отряд превратился в соединение, которое насчитывало около 130 человек.

Деятельность немецких археологов на территории комплекса

Археологические раскопки немецкого археолога К. Раддаца в 1942 г.

Гнёздово посещает Карл Энгель – археолог, ректор университета в Греёсвальде , в 1942 г. член особого штаба «Предыстория», уполномоченного имперского министра оккупированных восточных территорий Альфреда Розенбега «по вопросам предыстории и ранней истории». Осенью 1941 г. или 1942 он совершил инспекционную поездку в Смоленскую область. Он посетил центральное городище и большой курган.

Послевоенные объекты (после 25/26 сентября 1943 гг.).

25 сентября 1943 г был освобожден Смоленск. Дальше на Витебском направлении вдоль Витебского шоссе действовали части 82 стрелковой дивизии (31 армия под командованием генерал-лейтенанта В. А. Глуздовского (на фото), которые и освобождали д. Гнёздово. Согласно оперативной сводке Совинформбюро датой этого события можно считать 26 сентября или 27 сентября 1943 г.:

«На ВИТЕБСКОМ направлении наши войска вели наступательные бои и, продвинувшисьна отдельных участках вперёд от 6 до 11 километров, овладели районным центромСмоленской области КАСПЛЯ, а также заняли свыше 200 других населённых пунктов,среди которых крупные населённые пункты ДАРОВАЯ, БИЛЯТЫ, ХОЛМЫ 1-е, БУДНИЦА,ПУНИЩИ, СЕМЕНОВО, БОЛЬШИЕ и МАЛЫЕ ЖАРЫ, АГАПОНОВО, КАМЕНКА, МАМЛЕНКИ, ШЕЛОМЕЦ, ГНЕЗДОВО, СОФЬИНО, БУБЛЕВЩИНА,ЛЕДОХОВО, ДОМАРАЦКИЙ, УСОХИ, КУЗНЕЦОВО».

В сводке Совинформбюро от 27 сентября сообщается:

На Витебском направлении наши войска продолжали наступление и, продвинувшись на отдельных участках вперёд от 5 до 15 километров, заняли свыше 290 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты СИЛУЯНОВО, ФОЩЕВО, СЕЛЬЦО, ЯСЕНОВИКИ, ЛОЙНА, СТЕПАНЮГИ, ВОЛОКОВАЯ, ЖЕЛУЦЫ, ТИШИНО, АРХИПОВКА, МИХАЙЛОВКА, ВОЛКОВО, РЖАВНА. БУЯНОВО, ХРАПОВО и железнодорожные станции ГНЕЗДОВО, КАТЫНЬ, КУПРИНО.

Согласно приказу командующего Западного фронта о передислокации фронтовых складов и мастерских Западного фронта при выходе войск на рубеж Орша, Могилев от 29 сентября 1943 г в районе станции «Гнёздово» располагался склад гвардейских минометных частей.

После войны на территории Гнёздовского археологического комплекса и ближайшей округи было установлено несколько памятников, памятные знаки и в списки культурных объектов внесены памятные места, где действовали подпольные группы.