[:ru]

Осада Смоленска 1632 — 1633 гг.

Сигизмунд III

Воевода М. Б. Шейн

Алексей Михайлович Романов

Усадьба в Гнёздово

Клад 1867 г.

Кирпич с клеймом

Усадьба в районе д. Гнёздово (?)

Вид на ж/д станцию Гнёздово

История Гнёздова в период позднего средневековья и до нового времени

В XI в. Гнёздово постепенно теряет свое значение торгово-ремесленного и административного центра Верхнего Поднепровья и уступает эту роль развивающемуся Смоленску. К XII  в. Гнёздово превращается в небольшую феодальную усадьбу.

Как называлось поселение в те отдаленные времена, мы  точно не знаем. Одно из первых глухих упоминаний «сельца Гнёздово» содержится в местных документах XIV в., в которых оно названо имением «служилых людей», которые получили его за военную службу. Об этом пишет известный историк С. П. Писарев (не приводя источника): «В конце 15 века в Городской волости, т.е. собственно Смоленской, принадлежали еще господаревы дворы в Красном, Ивановском, Максимовском и на речке Вопце. От них отличается смоленский «государев двор у городе» (Област. дела Лит. госуд.  269, 301 и прилож. № 3). В числе загородных владений упоминается еще селение Гнездово, где над самым Днепром устроено было каменное здание литовской эпохи; Гнездово принадлежало кому-то из служилых людей, а в польскую эпоху перешло к католическому епископу (Прил. грам. № IX у Мурзакевича.). Пишущий эти строки встретил в Гнездове красные глиняные плитки тоже с латинскими надписями (…).»
Выше Писарев ссылается на «Областное деление литовско-русского государства» М.К. Любавского, откуда он по-видимому, в основном и получил представление о смоленских материалах в актах Литовской Метрики. Там, равно как и в ранних книгах Литовской Метрики никаких упоминаний Гнездова нет. В целом, обращение автора с источниками достаточно вольное. Также упомянутая Писаревым «Городская волость» нигде в указанных источниках не упоминается. В общем, мне кажется, что как Гнездово, так и служилые люди в данном случае — в чистом виде домыслы Писарева. Вывод о существовании в Гнездове материалов «литовской эпохи» (т.е. XV в.) Писарев делает также и на основе находок кирпичей определенного размера, а также «поливных плиток с изображением латинских букв», которые он датирует именно этим временем. Очевидно, «плитки» — это изразцы XVII в.

Территория Гнездова входила в состав волости Катынь, известной по письменным источникам со второй половины XV в. Вплоть до XVII в. большая часть Катынской волости, в том числе район Гнездова, принадлежала к дворцовым землям, т.е. принадлежащим непосредственно государю. Упоминания Катыни в актах Литовской Метрики XV в. (всего 2 упоминания) связаны с временными пожалованиями взымавшегося с волости «врочного серебра» (т.е. денежного оброка) отдельным представителям смоленского боярства. В то же время нет данных о существовании здесь боярского и церковного землевладения, а также господарских (великокняжеских) дворов и служебных категорий населения. Кроме того, данные Уставной грамоты Ростислава Мстиславича 1136 г. позволяют говорить о том, что район днепровского правобережья в западной и центральной Смоленщине издревле входил в состав княжеского домена (есть данные о дани с ряда правобережных волостей, в то время как для центрального Левобережья упоминаются лишь отдельные точечные объекты). Таким образом, более вероятно, что здесь должны были жить свободные общинники, платившие повинности непосредственно в пользу князя.

В период нахождения Смоленска в составе Московского государства в XVI — начале XVII в. район Гнездова входил в состав дворцовой Катынской волости. Сакральным центром района условно «большого Гнездова» в этот период, очевидно, было Ольшанское городище. Здесь позднейшими кадастровыми документами XVII в. фиксируется «пустошь церковище Никольское», в конце XVIII в. близ Ольшанского городища существовала деревня Никольский Городок, а в росписи крестьян, стоявших у городской стены в осажденном Смоленске от 26.09.1609 фигурирует «Николы Олшинскаго поп Иван Остафьев». Существование здесь церкви подтверждается археологически обнаружением здесь некрополя.

В 1609 г. начинается двадцатимесячная осада Смоленской крепости армией польского короля Сигизмунда III, которую защищал воевода М. Б. Шейн. За время длительной осады крепости от города и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, причем большая часть жителей погибла при последнем штурме города 7 июля в 1611 г. Взятие города польской армией привели и к катастрофическому разорению территории и значительному оттоку населения. Фактически территории западной и центральной Смоленщины с 10-х и особенно 20-х гг. XVII в. заселялись заново, преимущественно выходцами с территории современной Белоруссии. В 1621 г. привилеем Сигизмунда III район «большого Гнездова» с деревнями Рокитна, Нивищи, Песочня, Пронино и др. (само Гнездово в документе не упоминается) был дан в ленное владение бывшему думному дьяку Разрядного приказа Василию Осиповичу Янову, бежавшему в Речь Посполитую. Примерно в это же время мещанам г. Смоленска жалуются сенокосные угодья по Днепру до р. Ольши. При этом оба пожалования, очевидно, изначально не были согласованы друг с другом, а границы владений не определены, что заложило почву для дальнейших конфликтов. В. Янов умер через несколько лет, не оставив наследников мужского пола, и его бывшие владения попадают в число имений выделенных для католического епископства (притом, что реальный католический епископ в Смоленске появился лишь в 1636 г.). По данным польских коллег, выделение этого имения на епископство произошло в 1625 г., однако пока встретилось лишь упоминание здесь имений епископии в 1627 г. Границами этого владения на востоке и западе были крупные лесные массивы — будущий Красный Бор и Катынский лес, на северо-западе — Купринское озеро, на севере граница проходила по болотистому массиву южнее современного с. Ольша.

После завоевания Смоленска в городе обосновался орден иезуитов. Первым Администратором будущей Смоленской епархии был о. Николай Савицкий, каноник Виленской епархии. После его смерти в 1630 г. Владислава IV назначил администратором Петра Парчевского (1598 — 1658). Наиболее ранние известные на данный момент упоминания названия «Гнездово» встречены в судных делах 1640-х гг., связанных с конфликтом епископа со смоленскими мещанами из-за сенокосных угодий у впадения в Днепр р. Ольши. В самом раннем из них — судном декрете 1643 г. фигурирует «имение Гнезновское» (Hnieznowska). В декрете 1648 г. имение названо уже «Гнездовским» (Hniezdowska). Очевидно, к 40-м гг. XVII в. Гнездово становится центром епископского владения. В позднейшей переписной книге 1677/1678 г. отмечается, что деревня Гнездово прежде была селом. При этом селами в русской терминологии могли называться местечки — т.е. поселения городского типа. Петр Парчевский от имени Виленского епископа он обращается к Святому Престолу с просьбой об открытии в Смоленске новой епархии и отправляется в Рим.  Там он провел около года, ожидая окончательного решения. Папский документ о создании кафедры в Смоленске датирован 1 сентября 1636 г. В 1637 г. при огромном стечении народа епископ Смоленский Петр Парчевский совершил первое богослужение. Епархия не была обширной, но верующих было много. Епископ организовал около десяти приходов в центрах польского влияния. Упоминаются приходы в Дорогобуже, Красном, Поповой Горе.

В декабре 1632 года начинаетя неудачная осада Смоленска русскими войсками во главе с М. Б. Шейном, которая была снята в феврале 1634 года. Лагерь на Глушице (левый берег реки Днепр практически напротив напротив раннесредневекового поселения) — временная стоянка двигавшихся на помощь осажденному русскими войсками Смоленску коронной армии короля Владислова IV и литовской гетмана Христофора Радзивилла в августе-сентябре 1633 г., где произошло их соединение. После перемещения армий в район боевых действий на Покровскую гору здесь некоторое время находился укрепленный обоз. В 2007 г. были археологически выявлены остатки земляных укреплений, в основном совпадающих с изображением на плане Гондиуса 1636 г. Кроме того, в этом районе выявлен ряд разновременных поселенческих объектов, один из которых (поселение Глушица 1) надежно связывается с господарским (великокняжеским) двором Глушица, известным по ряду письменных источников XV — начала XVI в.

Новая осада Смоленска русской армией во главе с царем Алексеем Михайловичем началась в июне 1654 года и завершилась взятием города в сентябре. После победы бывшее епископское имение в Катынском стане находится в ведении бывших в Смоленске бояр и воевод, а в 1665 г. входит в состав дворцовых земель. По данным русских переписных книг, деревня на пустоши Гнездово вновь возникает между 1665 и 1668 гг. Эта деревня уже имеет непосредственную преемственность с д. Гнездово XX в. В 1670-1671 г. бывшие дворцовые земли Катынского стана раздаются в поместья смоленским рейтарам — кавалеристам «нового строя», в основном из мелкопоместных и беспоместных детей боярских внутренних уездов а также «иноземцев старых выездов.» В деревне Гнездово  и соседней с ней д. Глинищи были испомещены двое рейтар, об одном из которых, Матвее Милевском, известно, что впоследствии он пал при осаде Чигирина в 1677/1678 г. К этому же времени сенокосные луга по Днепру вновь отдаются смоленским мещанам. Сложившаяся таким образом нарезка мелкопоместного землевладения в районе Гнездова, а также городские сенокосные луга по Днепру, позднее разделенные между отдельными владельцами, в основном сохранились до ситуации, зафиксированной генеральным межеванием.

Несколько раз «сельцо Гнёздово» названо в материалах планов генерального земельного межевания, составленных в последней четверти XVIII в. Однако никаких сообщений о расположении в деревне Гнёдово курганов или других древностей в этих документах мы не встречаем. О том, что здесь находятся многочисленные курганы, стало известно случайно, благодаря масштабным работам по прокладке железной дороги Витебск – Орел. В 1867 году во время этих работ на окраине  деревни Гнёздово был найден клад серебряных украшений X в. (ныне хранится в Государственном Эрмитаже). Место обнаружения клада и привлекло к себе внимание историков и археологов.

(подготовлено по материалам доклада к. и. н. Владимира Курмановского, открытым источникам в интернете и результата археологических исследований)

Ссылки на ресурсы с фотографиями г. Смоленска XIX — начала XX вв.

 

[:en]

The siege of Smolensk 1632 — 1633 years.

Sigizmund III

General M. B. Shein

Alexey Michailovich Romanov

Farmstead in Gnezdovo

Treasure of 1867 y.

Brick with stamp

Farmstead in Gnezdovo (?)

The railway station Gnezdovo

History Gnezdovo in the late Middle Ages and up to modern times

In the XI century. Gnezdovo gradually losing its importance to trade and craft, and the administrative center of Upper Dnieper and the inferior role of developing Smolensk. By the XII century. Gnezdovo transformed into small feudal estate.

As a settlement called in those remote times, we do not know. One of the first mentions of the deaf «hamlet Gnezdovo» contained in the local papers XIV c., In which it is named after the «military men», who received his military service. This writes the well-known historian SP Pisarev (without citing sources): «At the end of the 15th century in the city parish, ie the actual Smolensk, still belonged gospodarevy yards in the Red, Ivanovo, and on the river Maksimovskiy Voptse differ materially. Smolensk «sovereign’s courtyard in the city» (area makes Lit gov’t 269, 301 and App number 3….) among country domains is mentioned village Nest, where above the Dnieper arranged was a stone building of the Lithuanian epoch. Gnezdovo belonged to someone of serving people, but in the era of the Polish Catholic bishop was transferred to (App. gram. number at the IX Murzakevich.). this writer met in Gnezdovo red clay tiles, too, with latin inscriptions (…). »
Pisarev above refers to «Regional division of the Lithuanian-Russian state» MK Liubavskii, where it appears to the ground and got a glimpse of Smolensk materials in acts of Lithuanian Metrics. There, as well as in the earlier books of the Lithuanian Metrica no mention Gnezdova not. In general, the author’s treatment of the sources quite arbitrary. Also mentioned Pisarev «Urban parish» is nowhere mentioned in the sources mentioned. In general, it seems to me that as a nest, and the service people in this case — pure speculation Pisarev. The conclusion of the existence of material Gnezdovo «Lithuanian era» (ie, XV.) Pisarev doing well and on the basis of findings of bricks of a certain size, as well as «irrigated tiles depicting the Latin letters», that he dates it this time. Obviously, «tile» — XVII in this tiles.

Rookery was part of the parish Katyn known from written sources from the second half of the XV century. Up until the XVII century. most of the Katyn parish, including nesting area, the palace belonged to the land, ie, belonging directly to the emperor. Mentions Katyn in acts of Lithuanian Metrics XV. (Only 2 references) related to the time awards are charged with the parish «vrochnogo silver» (ie, cash rents) individual members of the Smolensk boyars. At the same time, there is no data on the existence here of the boyars and the church land ownership, as well as Hospodarske (grand) households and service groups. In addition, these charters Rostislav Mstislavovitch 1136 suggest that the area of the right bank of the Dnieper in the western and central Smolensk region since ancient times was part of the princely domain (there is evidence from a number of right-bank tributes townships, while the left bank for central mentioned only individual point objects). Thus, the more likely that there would have to live freemen, dresses obligations directly in favor of the prince.

In the period when the Smolensk as part of the Moscow State in the XVI — beginning of XVII century. nesting area was part of the palace Katyn parish. Sacral center area conditionally «large breeding» in this period, obviously, was Ol’shanskoye settlement. Here XVII in the later inventory documents. fixed «Heath tserkovische Nikolskoye» at the end of the XVIII century. Olshansky settlement existed near the village Nikolsky town, and in the paintings of peasants, standing at the city wall in the besieged Smolensk on 26/09/1609 appears «Nikola Olshinskago pop Ivan Ostafyev». The existence of the church is confirmed by archaeological finds of the necropolis.

In 1609, it begins the siege of Smolensk fortress dvadtsatimesyachnaya army of Polish King Sigismund III, who defended the governor MB Shane. During the long siege of the city and illnesses vanished more than 70 thousand. Its defenders, with most of the inhabitants died in the assault on the city last July 7 in 1611 to take the city of the Polish army and led to a catastrophic ruin of the territory and a significant outflow of population. In fact, the territory of western and central Smolensk 10’s and especially 20’s. XVII. re-settled, mainly originating from the territory of modern Belarus. In 1621 the privilege of Sigismund III district «large breeding» with the villages of Rokitno, Nivischi, sand, Pronin et al. (Nest itself is not mentioned in the document) was given in fief to the former clerk of the council of the discharge order Vasiliy Osipovich Janov, who fled in Rzeczpospolita . Around the same time burghers of Smolensk complain grasslands along the Dnieper to the river. Olsha. In this case both awards is obviously not initially been agreed with each other, and possessions borders are not defined, which laid the ground for further conflict. V. Yanov died a few years later, leaving no male heirs, and his former possessions fall in the number of names allocated to the Catholic bishopric (though the real Catholic bishop only in 1636 appeared in Smolensk). According to the Polish colleagues, the allocation of the estate in the bishopric happened in 1625, but has met only mention here estates bishopric in 1627 this property boundaries to the east and west are large forests — the future Red Bor and the Katyn forest in the north west — Kuprinskoe lake in the north of the boundary ran along the marshy south of the array with the modern Olsha.

After the conquest of Smolensk in the city settled Jesuits. The first Administrator of the future of the Smolensk diocese was about. Nicholas Sawicki, the canon of the Diocese of Vilna. After his death in 1630 Wladyslaw IV appointed administrator Peter Parchevsky (1598 — 1658). The earliest currently known mention of the name «Nest» met in the ship’s affairs 1640s. Related to the conflict with the bishop of Smolensk burghers of grassland at the confluence of the Dnieper River. Olsha. In the earliest of them — the ship Decree 1643 figures «Gneznovskoe estate» (Hnieznowska). The decree of 1648 is named already, «Gnezdovo» (Hniezdowska). Obviously, to the 40th years. XVII. Nest becomes the center of the episcopal possession. In the later census book of 1677/1678 states that the village was the first village Nest. At the same time the villages in the Russian terminology could be called towns — ie urban-type settlement. Peter Parchevsky on behalf of the Bishop of Vilna, he refers to the Holy See with a request for the opening of the new Diocese of Smolensk and sent to Rome. He spent about a year, waiting for the final decision. The papal document on the establishment of the Department in Smolensk, dated September 1, 1636 In 1637 when huge crowds of Smolensk bishop Peter Parchevsky made the first service. The diocese was not extensive, but there were many faithful. The Bishop organized a dozen parishes in the centers of the Polish influence. Mention parishes in Dorogobuzh, Red, Popova Gora.

In December 1632 nachinaetsya unsuccessful siege of Smolensk Russian troops led by M. B. Shane, who was shot in February 1634. Camp Gluszyca (left bank of the Dnieper River almost opposite the front of the early medieval settlement) — a temporary move to the parking aid beleaguered Russian troops Smolensk crown the king’s army Vladislova IV and Christopher Radziwill Lithuanian Hetman in August-September 1633, which was their connection. After moving armies in the war zone on the mountain Intercession here while the convoy was fortified. In 2007, archaeologists have found the remains of earthworks, mostly coinciding with the image on the plan Gondiusa 1636 In addition, in the area identified a number of multi-settlement sites, one of which (the settlement Gluszyca 1) securely communicates with Hospodarske (grand) courtyard Gluszyca, known for a number of written sources of the XV — beginning of XVI century.

New siege of Smolensk Russian Army headed by Tsar Alexei Mikhailovich began in June 1654 and ended with the capture of the city in September. After the victory of the former bishop’s estate in the Katyn camp is run by the former Smolensk boyars and the governor, and in 1665 a part of the palace grounds. According to the Russian census of books, a village on the heath Gnezdovo arises again between 1665 and 1668 years. The village already has a direct continuity with the d. Gnezdovo XX century. In 1670-1671, the former palace of land distributed in the Katyn mill estates Smolensk Reiter — cavalry «new order», mainly because of petty and landless knights inner districts and the «old foreigners trips.» Nest in the village and an adjacent d. Glinische ispomescheny were two of cavalry, one of whom, Matthew Milewski, we know that he subsequently fell under siege Chigirina in 1677/1678 At the same time, hay meadows along the Dnieper again given to Smolensk philistines . The current thus cutting the landed tenure in nesting area, as well as the city’s hay meadows along the Dnieper, later divided between the individual owners, largely preserved to the situation, fixed general surveying.

Several times «Selco Gnezdovo» named in the materials planning general land surveying, drawn up in the last quarter of the XVIII century. However, no reports on the location of the village Gnёdovo mounds or other antiquities in these documents, we do not meet. The fact that there are numerous mounds, learned by chance, thanks to extensive work on laying railroad Vitebsk — Orel. In 1867, during these works on the outskirts of the village Gnezdovo treasure of silver jewelry was found in X. (Now kept in the Hermitage). Geographical distribution of the treasure, and attracted the attention of historians and archaeologists.

(Prepared according to the report Vladimir Kurmanovskogo, open sources on the Internet and the results of archaeological research)

Links to resources with pictures in Smolensk XIX — early XX centuries.

 

[:]